СЕТИслог

Их Величество Электричество

Первокласснику Петьке Коврикову родители подарили компьютер.

Вообще-то, Петька просил брата или сестру. Или, на крайний случай, собаку. Хлопот, конечно, с ними не оберешься, но зато всегда есть с кем поговорить и поиграть. Родители ведь все время на работе да на работе, а выходить во двор одному запрещают – боятся бомжей, машин и прочих неприятностей, которые, по их мнению, Петьку в родном дворе в любой момент настигнуть могут. Вот и сидит Петька дома, только на тренировку сходит, и тут же обратно – мама же звонит ему постоянно, беспокоится.

Ни на брата, ни на сестру, ни даже на самую маленькую собачку родители не соглашались.

- Петь, давай мы тебе лучше телевизор купим, - предложил однажды папа. - Или даже компьютер – и будет тебе и с кем поиграть, и с кем поговорить. Установим тебе игр всяких, аську, скайп там еще, в Интернет будешь ходить, мировое информационное пространство изучать – не все, конечно, а то, куда детям разрешено свои любопытные носы совать.

Петька понял, что собаки ему не выпросить, и даже брата выторговать не получится, и согласился на компьютер с приставкой для автогонок – там руль еще и педали газа и тормоза почти как настоящие.

В один прекрасный день Петька с папой поехали в магазин и выбрали Петьке компьютер, поймали такси и повезли нового железного друга к себе домой.

Дома папа распаковал монитор, системный блок и клавиатуру и начал к ним разные провода прилаживать:
- Сейчас, - говорит папа, - все эти штуки будут у меня скованы одной цепью, связаны одной целью. А потом я все это запитаю.
- Как это – запитаешь? – не понял Петька.
- Ну, в розетку включу, - пояснил папа. – Там ток – самое подходящее питание для компьютера и прочей техники. Только ты туда ни-ни. В смысле, в розетку не суйся. Иначе током дернет – мало не покажется. Я вот тут все тебе настроил – только вот эту кнопочку нажимай.

Папа еще немного с Петькиным компьютером повозился и к себе в комнату ушел – новости по телевизору смотреть.

Интересный этот ток, подумал Петька. Мало того, что питание, так еще и дернуть может. За руку, что ли, дернет, или за ногу? Чем он дернет? Дергалки у него, что ли, какие?

Родители как-то купили Петьке энциклопедию про насекомых, и там были нарисованы скорпионы с клешнями. Клешни назывались у них педипальпами и хелицерами. Вот у этого тока тоже, наверное, хелицеры, решил Петька. И представил, что ночью из розетки выползет скорпиончик и своей хелицерой дернет Петьку за босую пятку, которую он во сне ненароком из-под одеяла высунет. Из одной-то розетки, небось не выползет, решил Петька, в нее компьютер подключен, скорпиончику, значит, в комнату хода нет. А вот рядом еще одна розетка, из нее точно ночью выползет и хелицерой за пятку дернет. Надо ее срочно заткнуть чем-нибудь.

Петька стал искать на своем столе что-нибудь, чем можно заткнуть в розетке две дырочки. Скатать два бумажных шарика? Нет, ненадежно, скорпиончик их хелицерами легко вытолкнет. Два карандашных огрызка вставить? Не входят. Если только подточить, чтобы потоньше стали. Пластилином замазать? Мама увидит, заругает. А, вот, нашел. И Петька достал из своего конструктора два болтика – эти вроде подойдут.

Только Петька прицелился, чтобы болтик в дырочку вставить, как раздался шум-бабах, что-то сверкнуло, и Петьку и вправду кто-то как за руку изо всех сил дернул.

- Привет! – громко крикнул кто-то над самым ухом. – Да глаза-то уже открой!

Петька открыл глаза и увидел перед собой веселую рыжую девчонку с торчащими косичками и вздернутым конопатым носом. На девчонке было надето платье, которое при каждом девчонкином движении шуршало, и по ткани при этом пробегали голубые искорки. Петька смотрел на эти искорки, как завороженный – так их было много, они сияли и потрескивали.

- Статическое электричество, - пояснила девчонка, отряхивая платьице, - которое щелкается. Помнишь, когда зимой на елку в театр ездил, и тебе гардеробщица пальто отдавала, тебя тоже щелкнуло слегка.
- Помню, - сказал ошеломленный Петька. – А ты кто?
- Я – Искрёна, переменного и постоянного тока младшая сестра. Ты что, правда, не знаешь, как ток дернуть может, если к нему без уважения обращаться, болтиками и железками всякими в него тыкать. Это я на первый раз тебя не сильно дернула, чтобы поучить немножко. Считай, и не дернула даже, а просто крепко руку пожала.
- Да уж, - сказал Петька, - руку пожала, аж волосы дыбом встали!
- Ха-ха, - сказала Искрёна, - а это тебе за то, чтобы там про всякие хелицеры и педипальпы не воображал!

Было видно, что Искрёна большая хулиганка и даже внешне очень похожа на другую известную хулиганку Пеппи Длинныйчулок.

- А чем же ток тогда дергает? Руками? – спросил Петька
- Да не руками, - снова засмеялась Искрёна. – Нет у него ни рук, ни ног. И он, скорее, не дергает, а бьет.
- Чем бьет?
- Ну, чем-чем… Молнию видел? Небесное электричество? Вот, считай, что человек приручил небесное электричество, научился его из воды, ветра, солнца, газа и угля получать и проложил электричеству путь к каждой лампочке. Приручить-то приручил, но ток – он ведь гордый. Хоть и любую технику заставит работать, но ты к нему со всякими глупостями не суйся. Дел слишком много, чтобы на глупости вроде твоих болтиков отвлекаться. Если его отвлекают, злиться начинает. Хорошо, что я рядом оказалась, увидела, что кто-то с глупостями к току пристает, решила предостеречь. Ну, и проучить маленько.

- Ток – он ведь король, - продолжила Искрёна, - сказки читал?
- Читал, - кивнул Петька, который еще толком не очухался от Искрёниного рукопожатия.
- Вокруг короля всегда правила, этикет, - начала растолковывать Петьке токову науку Искрёна, - Обращаться нужно только «Ваше Величество». Когда король к поданным выходит, все шляпы снимают, кланяются, а дамы еще и приседают. К королю просто так не войдешь, чай с ним пить не сядешь. Если этикет не соблюдать, то король и обидеться может. В темницу кинет, а то и казнит. Вот и с электричеством так запросто, как с друзьями во дворе, нельзя. Тоже обидится и тоже казнить может. Хочешь, расскажу, как с электричеством вежливо, по правилам этикета обращаться нужно?
- Хочу, - кивнул Петька. Он уже сообразил, что с болтиками действительно глупость вышла, и с хелицерами тоже. И рука еще болела от того, как ее Искрёна пожала. А если бы старший брат ее пожал?

- Значит, так, - сказала Искрёна, - запоминай, а лучше записывай. – И продиктовала ему правила поведения в присутствии Их Величества Электричества.

Запоминай эти правила и ты.

Не тяни вилку из розетки за провод. Провод – вещь, конечно, крепкая. Но оболочка у него тоненькая. Видел, может быть, когда-нибудь? Легко порваться может. Если за провод без такой оболочки взяться рукой, то тут-то на тебя Их Величество Электричество и разозлится. С королями ведь никто за руку не здоровается.

Не берись за провода, за электроприборы мокрыми руками. И вообще, старайся, чтобы вода и электричество пореже встречались. Ну, разве только в чайнике. Особенно девочки запоминайте: фен в ванной комнате – ни-ни, не включайте, особенно если таз с водой там стоит или в ванную вода набирается. Снова будет шум-бабах, такое Их Величество вредное.

Не пользуйтесь неисправными электрическими приборами. Сломался, допустим, утюг – не включай его и починить не пытайся. Пусть лучше папа с ним разбирается. А еще лучше – мастер по ремонту утюгов. И вообще, лучше всего пользоваться электроприборами в присутствии взрослых. А если ты уже остаешься дома один, и тебе приходится самому гладить себе одежду и подогревать пищу, то пусть взрослые объяснят, как безопасно пользоваться утюгом, микроволновкой или плитой. Вот прямо пристань к ним и не отставай, пока не научат.

Не прикасайся к провисшим, оборванным и лежащим на земле проводам. И к дереву не подходи, если на нем висит оборванный провод. Я понимаю, что это большой соблазн – кусочек большого, хорошего такого провода для каких-нибудь своих мальчишечьих дел отрезать. Или просто дернуть его, или пнуть. Ни в коем случае! Будем считать, что это с Их Величеством Электричеством какая-то неприятность приключилась – ехал, допустим, в карете и в пути выпал. Пусть его верные поданные и поднимают, и обратно в карету усаживают. Можно было бы, конечно, над королевскими чудачествами посмеяться, но гнев электрический больно страшен – неминучая смерть тому грубияну, который Их Величество не уважает. О том, что провода оборвались, скажи взрослым. Но, скорее всего, энергетики уже знают, что в сети обрыв произошел, и уже едут Величеству-Электричеству на помощь.

Не лезь в трансформаторную будку и даже не подходи к ней. Считай, что это резиденция Их Величества. Разве к королям в гости ходят без приглашения? То-то же.

Запомни, что с электричеством шутки плохи. И в игры оно тоже играть не любит. Поэтому не влезай на опоры линий электропередачи. Не играй под воздушными линиями ЛЭП, не залазь на крыши домов и строений, рядом с которыми проходят электрические провода. И вообще, будь с Их Величеством повежливее.

- У вас не король, а тиран какой-то, - сказал Петька. Ему папа уже рассказывал про некоторых тиранов в истории человечества. – У тиранов чуть что – сразу в тюрьму, или казнить.
- Если к нему с уважением, - сказала Искрёна, - то Их Величество Электричество вполне мирным и спокойным окажется. Вот сейчас компьютер включишь и доклад, который на дом задали, в два счета напишешь. Мама у тебя, вон, пирог уже испекла. Папа сейчас кино смотреть начнет. Ну все, Петь, мне пора, - и Искрёна уже приготовилась нырнуть в свою розетку.
- Постой, - сказал Петька, - больше я болтики в розетки засовывать не буду, поэтому и не увидимся теперь, наверное. Оставь что-нибудь на память, пожалуйста.

И Искрёна оставила Петьке батарейку для карманного фонарика, в которой тоже электричество спрятано, как в консервной банке – и не жжется там, и не дергается, и не кусается. Но батарейки тоже расковыривать не стоит – даже такое маленькое электричество к себе уважения требует.

Страшно полезные истории

Что же это за истории, которые и страшные, и полезные одновременно? Разве так бывает, спросишь ты. Бывает. Если ты будешь поступать точно так же, как герои этих историй, то они будут страшными. А если ты будешь вести себя совсем по-другому, то есть правильно, а не абы как, то будем считать, что эти истории сыграли свою полезную роль и уберегли тебя от страшных последствий.
Итак…
Это произошло в одном детском лагере, в самом обычном лагере, куда летом приезжают отдыхать девчонки и мальчишки. Вожатый Паша собрал свой пятый отряд и объявил:
- Сегодня вечером после отбоя у нас отрядный костер!
- Ура!!! – завопил в один голос весь его пятый отряд.
- Поэтому, - продолжил вожатый Паша, - после ужина одеваемся потеплее, берем мазь от комаров, собираемся все вместе и идем на поляну – на ту, которая сразу за нашим клубом.
На поляне мальчишки сразу кинулись по кустам – искать хворост для костра. Паша быстро научил их раскладывать костер – сначала сухая трава комочком, потом щепочки домиком, над ними вигвамом сухие ветки, а потом уже дрова потолще. Паша прикрыл костер от ветра и достал из кармана спички. Девчонки уселись на бревнышках, прижавшись друг к другу, и начали хихикать:
- Паш, а Паш! А что мы сейчас будем делать?
- Как что? – сказал Паша, - песни попоем…
- А мы не хотим песни! – закапризничали девочнки, - Мы хотим страшные истории!
- Очень страшные? – спросил Паша, повернувшись к девчонкам и подсветив свое лицо снизу карманным фонариком.
- Ааааа! – запищали девчонки.
- Предлагаю рассказывать страшные электрические истории, - сказал Паша.
- Не, - сказали мальчишки. – Разве это страшно? Вот про черную руку или про черный контрабас – вот это страшно.
- Ага, значит, говорите, не страшно? – усмехнулся Паша. – Давайте одну на пробу расскажу. Если не будет страшно, тогда про черные руки и гроб на колесиках вы будете рассказывать. Только учтите: все страшные электрические истории страшны только потому, что все они происходили на самом деле и могут произойти с любым из вас.
- Например? – усмехнулся Андрей. Он был вы в отряде самым старшим и поэтому не боялся даже самых страшных историй.
- Ну, вот, например, - начал Паша, - история про черный троллейбус. В одном городе ездил по улицам черный троллейбус. Нет, снаружи он был внутри обычным – белым или серым. Да и внутри он черным не был. Но иногда его всего начинало трясти, особенно в дождь. Однажды начался дождь, и один мальчик решил заскочить в троллейбус, чтобы спрятаться там от дождя. Черный троллейбус тут же подъехал к мальчику и остановился. Его двери распахнулись с жутким скрежетом. Мальчик не заподозрил ничего страшного и вошел в троллейбус. Как только он взялся мокрой рукой за поручень, мальчика всего затрясло мелкой дрожью, и он не смог уже оторвать руку. Троллейбус закрыл двери и увез его в неизвестном направлении.
- И что? – спросила взволнованно Маринка. – И что с ним стало? Ты, Паша, неправильно рассказываешь страшные истории. В конце всегда должен выскочить какой-нибудь чертик и крикнуть: «Отдай мое сердце!» Все поймут, что это неправда, засмеются, и история будет не такой страшной.
- В страшных электрических историях никто не кричит «Отдай мое сердце!» Я же говорил, что все эти истории происходят на самом деле.
- А от чего трясло троллейбус? – спросил Витек.
- По какой-то причине, скорее всего, из-за неполадок, электричество, которое должно двигать троллейбус, стало передаваться на его корпус. Такое бывает, особенно в дождливую погоду.
- Почему в дождливую? – спросила Маринка.
- Есть вещи, которые совсем не проводят ток, например, резина, а есть такие, которые проводят его очень хорошо. Вода, например. Даже водяной пар может проводить ток, - продолжил Паша, - про это я знаю еще одну страшную историю. Одна девочка всегда сушила волосы феном. И всегда сушила их в ванной комнате. Мама ее предупреждала: не суши, дочка, волосы феном в ванной комнате - это очень опасно, попадет вода в фен, ударит тебя током, и встанут у тебя волосы дыбом, и останутся такими на всю жизнь. Но девочка ее не слушала. Вот она однажды накупалась, вылезла из ванны, надела махровый халат, раскидала по плечам длинные мокрые волосы и взяла в руки фен. И не заметила девочка, что в ванной комнате пар от горячей воды клубится, все гуще и гуще становится. И нет бы, вспомнить ей слова ее мамочки, но кто же мам слушает-то?
- Вот дурочка, - испуганно пискнула Светочка и прижалась к подружке, с которой они держались за руки. – Правда, страшно!
- Включила девочка фен в розеточку, - продолжал Паша, - и нажала на кнопочку. Загудел фен. И вдруг что-то громко щелкнуло, сверкнуло, свет в ванной комнате погас, а девочку током в руку так ударило, что она даже фен выронила. Выбралась девочка из ванной комнаты, смотрит в зеркало – а у нее волосы на голове дыбом стоят. И как она не старалась их пригладить, ничего у нее не получалось. Пошла девочка в парикмахерскую, остриглась наголо. А волосы все равно у нее дыбом растут.
- Взяла фен в руку, а дыбом волосы встали… - недоверчиво сказал Мишка. – По идее, рука у нее почернеть должна.
- Электрический ток может проходить через все тело человека, - стал объяснять Паша. – Например, в руку может войти, а через ногу выйти. И если он при этом еще и через сердце пройдет, то совсем кранты – либо сердце потом всю жизнь болеть будет, либо человек умереть может. И мозг тоже может пострадать.
- А почему человека трясет или дергает, когда его током ударяет? – снова спросил Мишка.
- Никто его на самом деле не трясет и не дергает, - ответил Паша. – Он сам себя трясет.
- Как это? – не поняли дети.
- Вы все, наверное, видели по телевизору, как культуристы на соревнованиях напрягают мышцы. Мозг человека командует мышцам, и они сокращаются. А при ударе током команду мышцам дает ток. Он заставляет сокращаться мышцы очень сильно и очень часто, и получается, что весь человек трясется мелкой или крупной, в зависимости от напряжения тока, дрожью. Если напряжение маленькое, то человек сам может оторвать руку или ногу от источника тока. А если сильное, то руку оторвать не может, и его надо спасать. Сердце – это та же мышца, которая сокращается, качая кровь. И ему тоже ток приказывает сокращаться очень сильно и быстро. Сердце не может работать в таком ненормальном режиме, и человек погибает.
- Правда, страшно, - сказал Андрей, который не верил ни в какие страшные истории.
- А я, когда у бабушки в деревне отдыхал, - начал Стас, - тоже слышал одну историю. Один мальчик ходил с удочкой на речку. Там, где идет тропинка на речку, висели низко провода. Мальчику дедушка говорил: не ходи под этими проводами. Но мальчик все равно ходил, так как эта дорога к речке была короче. Дедушка ему еще сказал: ты смотри тогда, удочкой провода не задень. И мальчик один раз нечаянно задел, и нету теперь этого мальчика. После того случая все стали на речку длинной дорогой ходить.
- А у нас папу однажды током ударило, но не сильно, - вспомнила Лиза. – Папа как раз елку тогда наряжал. Он гирлянду на рынке купил, а у нее проводочки то-о-оненькие. Мама говорит ему: ты поаккуратнее там, как-то ненадежно эта гирлянда выглядит. А папа отвечает: не учите меня, человека с высшим образованием, гирлянды на елки вешать. Встал он на табурет, гирлянду повыше пристроил и маме командует «Включай». Мама штепсель в розетку вставила, гирлянда засветилась так красиво. А папа решил ее еще немножечко подправить и рукой – случайно – за проводочек дернул. Тут у папы, видно, мышцы сократились так, что он даже с табуретки упал.
- Вообще, - сказал Паша, - многие страшные электрические истории происходят потому, что никто не думает о последствиях. Всем кажется, что не произойдет ничего страшного, если чуть-чуть, самую малость нарушить правила безопасности. Или об этих правилах совсем не вспоминают. Например, всем известно, что нельзя играть рядом с трансформаторными подстанциями и другими опасными объектами. Кто из вас хотя бы разок, - обратился Паша к мальчишкам, - не подумывал о том, чтобы заглянуть внутрь гудящей будки? Мальчишки смущенно опустили глаза. Подумывали, еще как подумывали. Хорошо, что только так и не решились проверить, что внутри у этой гудящей будки.
- А у нас во дворе провод висел однажды оборванный. Ночью ураган прошел, а утром вот, провод, - сказала Маринка. – Мы в школу как раз шли. Что делать, когда оборванный провод видишь? Может, его перешагнуть надо?
- Ни в коем случае, - сказал Паша.
- Может, палкой откинуть?
- Исключено. Очень опасно. К лежащему на земле проводу нельзя подходить близко. Нужно отойти на безопасное расстояние, не отрывая ноги от земли и не отрывая одну ногу от другой. И Паша встал, чтобы показать, как именно нужно отходить от опасного провода.
- Какая смешная походочка! – захихикали девчонки.
- Может быть, и смешная, - сказал Паша, - но в случае чего может и жизнь спасти. Тут и Мишка, и Маринка, Витек, Андрей, Лиза и все остальные повскакивали с бревен и стали репетировать смешную походку, которая позволит безопасно отойти от лежащего на земле провода под напряжением.
- А вообще о лежащем проводе нужно обязательно сказать взрослым, чтобы они сообщили, куда следует, - сказал Паша. – Ну что, страшно было?
- Да уж, - сказал Андрей, - мрачная штука это электричество, все время нужно быть начеку.
- Что начеку, это верно, - сказал вожатый Паша, - а что мрачное – это зря. Вон как оно наш лагерь освещает. Ну, все, отрядный костер объявляю закрытым, всем спать теперь. И ребята гуськом потянулись в отрядный домик, позевывая и потирая слипающиеся глаза. А для тебя есть домашнее задание – придумай свою историю-страшилку, связанную с электричеством. Вот тебе в помощь вопросы-подсказки:


1. Можно ли разговаривать во время грозы по мобильному телефону, находясь в чистом поле?
2. Можно ли разводить костер и даже просто находиться под линиями электропередачи?
3. Можно ли играть в футбол рядом с трансформаторной подстанцией?
4. Можно ли тянуть за провод, отключая утюг из розетки?
5. Можно ли заталкивать в розетки разные предметы?
6. Можно ли оставлять, включенными электроприборы, уходя из дома?

Оценить: 0 1 2 3 4 5

Вернуться в раздел