Был у нас директор
Здравствуйте, я Извольская Лиана Николаевна, 1986 г. р. Работаю в ОАО «МОЭСК», филиал Северные электрические сети, инженером отдела коммерческого учета в Октябрьском ОРУТЭ. Сама я с Орловщины, там я работала в электрических сетях контролером, затем стала инженером. За мою небольшую практику - 6 лет, было немало интересных историй, и вот некоторые из них.
Был у нас директор Михаил Алексеевич. Это был мягкий человек, влюбленный в свою профессию, обладавший к тому же совершенно замечательным чувством юмора. Он вроде бы и не командовал, не шумел на подчиненных, а дело делалось успешно, в коллективе был хороший настрой. А как он учил людей? После отключения линии электропередачи защитой положено по нашим инструкциям сделать обход, чтобы выявить причину и установить возможные повреждения. И вот отключается несколько раз линия, а персонал делает обходы после каждого отключения, но ничего не находит. Михаил Алексеевич с фотоаппаратом идет в свой выходной по трассе. А в понедельник показывает на работе альбом снимков: « Ах какие красивые пейзажи!». Потом достает и кладет на стол схему линии, на которой обозначены все 22 подгара проводов из-за их схлестывания. Чего уж тут ругать или разборы делать. И так стыдно.
Как-то диспетчер звонит дежурному:
-Как дела?
-Трансформатор кипит.
-Ваши действия?
-Наблюдаю.
Еще один разговор, запомнившийся мне навсегда. Включили в работу тупиковую линию. Проверяет народ, звонит дежурному подстанции:
-У вас есть напряжение?
Сонный голос:
-Нет.
-Я же включил линию!
-А вот появляется, появляется…
Главным инженером работал у нас Владимир Яковлевич. Бывший артиллерист, фронтовик, человек очень энергичный, решительный, строгий и требовательный. В свое время он рассказал мне о случае, который произошел на его участке. В то время он работал в «Орелэнергоремонте». Оборудовали новое помещение под трансформаторный участок. Нужно было проштробить желоб для укладки кабеля в бетонном полу. Владимир Яковлевич приезжает на участок-бригада сидит, курит. «Почему сидите?»-спрашивает. «Так разве ломиком его возьмешь»-показывают на бетонный пол. «Что нужно?»-«Компрессор бы»-просит бригада. Через час Владимир Яковлевич привез компрессор. После обеда приехал проверить, как идет работа. Бригада сидит. «В чем дело?»- «Так разве ломиком его возьмешь»- «А компрессор?»-«Сгорел». Действительно компрессор сгорел, проработав считанные минуты. Когда мастер, руководивший бригадой, разобрался в причинах, он и задал вопрос:
-Кто забыл залить масло?
-Я не забывал. Ответили по очереди все члены бригады.
Невозможно забыть Игоря Ивановича, шофера. Был он веселым, немножко хитрым человеком. Из любого трудного положения всегда находил выход, а какие-нибудь обстоятельства умел обернуть на пользу себе. Мы с ним объездили всю область, и вот как-то раз заехали куда-то совсем в глубинку, в монтерский пункт, где отродясь из начальства никто не бывал. Там нашему приезду очень обрадовались, с гордостью все показывали и обо всем рассказывали. А когда мы уже собрались уезжать, не захотели отпускать без обеда. Мы все решили от обеда отказаться, так как назад ехать далеко, да и дороги нет (грунтовая). И неудобно себя чувствовали- все- таки с проверкой приехали. Игорь Иванович – гурман из гурманов -остался решением откровенно недоволен, вздыхал, хмурился, однако вслух не протестовал. Дисциплину он понимал и уважал. Зато когда сел за руль-машина тут же начала буксовать в какой-то луже. Буксует и буксует, никак с места не тронется. Игорь Иванович разводит руками и говорит:
-Видать это надолго…
-Раз уж все равно ожидать, вы бы все-таки пообедали, пока время есть-говорят хозяева. Ну что делать, согласились. Пообедали…Сели в машину и сразу поехали. И мотор не капризничал, и колеса не буксовали, а машина, между прочим, стояла на том же самом месте, с которого в первый раз тронуться не могла. Игорь Иванович, впрочем свои хитрости особо и не скрывал.
Эту историю рассказал мне Иван Сергеевич, наш начальник. Он в то время работал на Орловской ТЭЦ.
Пришел как-то к ним молодой специалист, с высшим образованием, на инженерную должность, Алексей Иванович. Он очень гордился своим образованием, и своей должностью. К оперативной работе относился несколько свысока, заходя к диспетчерам говорил:
-Ничего у вас тут интересного. Разве это работа для настоящего инженера? Вот я инженер, я головой работаю, а не просто так сижу.
Но однажды произошло событие, которое заставило Алексея Ивановича изменить свое мнение. Приходит он как-то с просьбой: нужно взять характеристики всех трансформаторов напряжения, которые стоят на станции. А все распределительные устройства заперты на замки, посторонним вход воспрещен, он должен был идти с сопровождающим лицом. Пошли они вместе с А.В. Борисовым. На втором генераторе вытащили трансформатор напряжения, чтобы списать его характеристики, тем самым выключили его их цепи. Это отключение дало соответствующий импульс в релейную защиту, и генератор под действием этой защиты отключился. Выключатель работает с оглушительным стуком, за стеной генератор, который сбрасывая нагрузку с шести мегаватт до нуля, тоже рявкает, все это происходит в помещениях, где кабельные каналы закрыты листовым железом, распредустройство тоже из металлических шкафов. В общем грохот такой, будто бомба взорвалась. Борисов, конечно, понял, в чем дело, сразу этот трансформатор хвать и обратно на место. Диспетчера тоже знают, что стряслось, быстро включили генератор в сеть, набирают нагрузку. Тут Алексей Иванович прибегает, лицо растерянное:
-Что случилось?
Сначала, помня о его мнении об их работе диспетчер смотрел честными глазами:
-А что случилось? Обычное дело. Все нормально, все работает.
Потом все же рассказали, что случилось, почему, и как надо поступать в таких случаях.
Он все понял и сказал:
-Нет, ребята, на такой работе я работать не смог бы. Снимаю перед вами шляпу. А сам я лучше в кабинете, в тишине…
Однажды под Новый год, свет погас, на нескольких улицах. В это время руководство, как и все нормальные люди, сидело за праздничным столом, собиралось отмечать праздник. И тут погас свет! Но если для всех людей это просто неприятный сюрприз, с которым, хочешь, не хочешь, а приходится мириться, для энергетиков это происшествие -как сигнал пожарной тревоги. Была у нас Вера Ильинична, обладала мгновенной реакцией, решительностью и способностью к неожиданным, неординарным поступкам. Вера Ильинична и почти все начальники жили в одном районе. Так вот, все тут же сорвались. Поздно, транспорта никакого, искать водителей, вызывать машины, ждать - это очень долго, добираться пешком - еще дольше. Редкие машины частников останавливаться не хотят: ночь, целая толпа каких-то нервных людей на дороге… Вера Ильинична берет за руки сослуживцев, становится поперек дороги и так останавливает какую-то машину. И приезжает на место раньше всех….
Ну и напоследок еще одна история. Было это на защите дипломного проекта, в Университете. Набор у нас был разный. Люди всех возрастов. Кто-то сразу после техникума, как я, кто-то поднявшись по карьерной лестнице, в свое время, в 38 лет, а то и выше, решил учиться. Так как не было высшего образования. И тут вставал вопрос: Идти учиться или поставят молодого, с образованием, на твое место. Так вот эти самые с большим опытом за плечами, нервничали больше нас, молодых. Идет защита, дипломник защищая свой диплом, отвечает на все вопросы, причем вопросы большой сложности. И тут один из профессоров, просто так, для разгрузки атмосферы, решил задать простейший вопрос, в шутку:
- Из чего состоит реле?
- Из релюшечек, подумав, ответил дипломник…
За время работы в энергетике я видела много интересных людей, ярких личностей. Я совершенно уверена, что энергетики -это особенные люди. Энергетиком становятся от самых ногтей и до кончиков пальцев, и остаются верны своей работе навсегда. Если человек не прирастает душой к делу, он не энергетик. Многие из тех, кто приходил со стороны, энергосистема выталкивала, и люди уходили, не сумев найти в ней свое место, не выдержав напряжения. А ведь среди них были очень неплохие специалисты, грамотные инженеры, дисциплинированные и ответственные работники. Мы знаем, что наша работа совершенно особенная, и требует она от людей, в ней занятых, совершенно особенных качеств и совершенно особенного к ней отношения.