О пользе звериных троп
Давно это было, работал я тогда инспектором по надзору за эксплуатацией электрических сетей в одном из сетевых предприятий юга Смоленской области. И как было у нас в сетях заведено: весной и осенью организовывались ИТР-овские контрольные обходы линий 110-330 киловольт. Народ в обходы выбирался разношерстный в основном из конторских: были и экономисты, вышедшие из производственных служб и оперативно-диспетчерская служба и профсоюз в лице начальника местной организации и много ещё кого. Ну и в этом святом для всех деле не обходилось без директора и главного инженера. В общем – это был маленький праздник единения вокруг своего профессионального дела людей и так, как май и сентябрь это праздник в природе то и природы.
Сентябрьский лес, а нужно сказать, что большая часть наших линий проходила по лесным массивам, отдавал с утра приятной прохладой, от земли шел пряный запах еще почти не заметного приближения холодов . Лес начинал зацветать всеми красками палитры художника под именем природа. К обеду воздух прогревался - и казалось, что все еще царствует лето. Тихий, теплый ветерок нес вдоль опушек вечных сентябрьских путешественников – маленьких паучков на своих паутинках. И вот в такую красоту приходилось погружаться каждому из нас и при этом строго не забывать, что над головой у тебя гудят провода и через каждые стопятьдесят метров попадаются опоры ЛЭП, которые надо обязательно осмотреть, всё заметить а замеченное записать.
В один из таких погожих сентябрьских дней достался мне участок на воздушной линии 330 киловольт в районе Большого Кагаричского болота. В начале пути тропинка, проложенная вдоль линии электромонтерами службы ЛЭП и охотниками шла по взгоркам на кромке соснового бора. Идти было легко и приятно. Легкий ветерок приятно холодил немного взмокшую спину через ворот расстегнутой рубашки. Но взгорки быстро закончились, и передо мной распростерлось известное на всю округу Кагаричское болото, краем которого и проходила линия электропередач. Известность свою это болото получило за огромное количество клюквы и водившихся в том болоте кабанов и ещё, бог знает, какой живности. Дорожка с пригорка плавно сбежала к болоту и начался кочкарник. Идти по нему было нелегко. То там, то здесь тропинку пересекали натоптанные кабаньи тропы, уходящие между кочек в глубь болота. По одной из таких троп достаточно утоптанной и широкой я и продолжил свой путь, не теряя из виду проводов линии электропередачи. А так, как ВЛ-330 кВ имеет два провода на фазе, то осматривать приходилось и дистанционные распорки между проводами в пролётах. Под ногами начала похлюпывать вода и пришлось переходить на второй этаж – прыгать с кочки на кочку. При этом кабанья тропа уверенно шла дальше, что придавало мне уверенности. Уж если эта « чушка» прошла, я мысленно представлял высоту зверя, я и подавно пройду. Дальше - больше приходилось уже делать приличные прыжки и между кочек во всю блестела переливаясь на солнце черным перламутром настоянная на болотных травах вода. Такими прыжками я медленно двигался по линии вдоль края болота. Попытка выбраться на более сухое место ни к чему не привела - наткнулся на непроходимый кустарник и стеной стоящий тростник. Вдруг впереди я увидел пересекающую болото насыпь – дорога. Ура, думаю, дошел. Здесь на дороге и заканчивался мой маршрут. Но видит око, да зуб не имет. До дороги оставалось метров шестьдесят, кочкарник расступался все шире и шире и впереди виднелся участок чистой воды и вот она - победа. Обернулся назад и представил, что придется все только что проделанные прыжки повторять. А что потом? И решил, если кабан прошел, я что-ли не пройду. Срезал ножом небольшую осинку и вступил в воду. Водичка сначала показалась так себе, но когда забрел по пояс, то приятная свежесть сменилась зверским холодом. Но делать нечего, решение принято - вперед. И я рванул по кабаньей тропе сначала по грудь, а потом пришлось и поплыть. Долго выбирался из тростника и рогоза на твердое место и наконец, весь в болотной тине, вылез на дорогу. На дороге я быстро понял, что без костра будет туго. На моё счастье где-то совсем рядом послышалось тарахтенье. Высунувшийся из кабины поравнявшегося со мной трактора чумазый тракторист молча, с пониманием протянул коробок спичек. Дальше было дело техники. За дорогой на пригорке между лесом и речушкой вытекающей из «моего» болота я быстро развел костер, снял всю одежду и начался процесс сушки. Вдруг с обратного берега речушки раздался хруст валежника, топот и сопение. Ну, думаю вот и кабан – хозяин тропы к костру спешит погреться. Я замер в ожидании появления как минимум секача. Послышался отчетливый топот и шлепок чего-то крупного в воду. Я инстинктивно схватился за палку и приготовился к отражению незваного гостя. И тут из кустов к моему костру на четвереньках выполз милый сердцу друг – Анисимович, начальник диспетчерской службы. Вид у него был, что надо: мокрый до нитки, весь в дерезе и колючках, через лоб шла кровоточащая царапина. Обнаруженный костер и я в виде Робинзона Крузо возле него вызвали у него неописуемый восторг. Через минуту мы оба уже в известных костюмах сидели возле костра. Когда закончились все черти, каких только знал и не знал Анисимович он, выслушав мою историю, поведал свою. Как долго пробирался по звериной тропе через заболоченный кустарник с его слов лосиной и тоже, как и я увидел дорогу. Но тут на последнем рывке дорогу преградила речушка вся заросшая ивняком и колючим кустарником. Побродив вдоль берега туда-сюда, он более подходящего места для переправы, чем лосиная тропа не нашел. Примерился и решил, что разбежавшись, перемахнет речушку, как это до него сделал лось. Все бы так и случилось, если бы в полете не зацепил ногой колючий куст и не принял горизонтальное положение. Ну, а всё остальное я видел и слышал. Когда через полтора часа нас забирала машина, мы имели хотя и помятый, но вполне боевой вид. Ну, а поход по звериным тропам остался надолго в памяти. И не раз, собираясь потом в диспетчерской, мы перебирали в памяти различные истории, произошедшие с нами при выполнении обходов линий, и дружно хохотали.
Народное голосование: 65
Комиссия: 95